09.02.2020
Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения
В условиях инновационного развития экономики и системы образования программа развития образовательного учреждения является документом об инновационном развитии школы, способным эффективно понижать неопределенность будущего развития для различных субъектов образовательного процесса; инструментом управления образовательным учреждением, необходимым для привлечения управленческих, кадровых, финансовых ресурсов в решении значимой для образовательного процесса проблемы.
С точки зрения современного менеджмента программа является основой как для принятия стратегических и оперативных управленческих решений в инновационной деятельности образовательного учреждения, так и его финансирования в рамках новой методологии подготовки и исполнения бюджета — бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
Основой модели бюджетирования, ориентированного на результат, является программно-целевой метод планирования, предполагающий формирование программного бюджета, сочетающего в себе требования к установлению планируемого результата и к конкурентному распределению ресурсов.
На протяжении последних пяти лет был сформирован целый пласт законодательства, регулирующего применение БОР:
- целевое планирование деятельности учреждения (доклады о результатах и основных направлениях деятельности);
- переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет или среднесрочный финансовый план);
- программный подход к планированию деятельности учреждения (целевые программы);
- установление связи между результатами и финансированием (государственные и муниципальные задания).
В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004г. № 249, определены общие требования к бюджетным программам:
- четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности;
- описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;
- наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей;
- обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков реализации программы;
- определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности.
В условиях БОР бюджетные организации:
- будут обосновывать целесообразность расходов по определенным критериям;
- должны будут уметь формулировать свои стратегические цели, сопоставить с основными направлениями деятельности значимые результаты, распределить бюджеты по основным целям и функциям, и оценить эффективность этих расходов;
- будут представлять бюджет не в виде сметы, а как программную концепцию развития своего образовательного учреждения, из которой будут ясны цели и задачи, а также способы их реализации.
Что следует учесть при разработке программы развития образовательного учреждения?
Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:
- переход на новые образовательные стандарты;
- развитие системы поддержки талантливых детей;
- совершенствование учительского корпуса;
- изменение школьной инфраструктуры;
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- развитие самостоятельности образовательного учреждения.
Программа развития гимназии на 2015-2020гг. |